24 мая 2017 года состоялся третий — финальный этап Республиканского конкурса методических материалов педагогических работников профессиональных образовательных организаций Чувашской Республики, организаторами которого выступили Ассоциация организаций профессионального образования Чувашской Республики при поддержке Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики и координационный Совет республиканских учебно-методических объединений при участии Онлайн Агентства «Вектор Мастерства» (г. Санкт-Петербург). Авторы методических разработок защищали свои проекты в режиме онлайн в вебинарной комнате Ассоциации профессионального образования Чувашской Республики.
Конкурс проводился в рамках реализации Республиканской целевой программы комплексного развития профессионального образования в Чувашской Республике на 2011–2015 годы и на период до 2020. Основными целями состоявшегося мероприятия были стимулирование творческой активности педагогических работников по повышению собственного профессионального уровня, осмысление индивидуального практического опыта, поддержание и поощрение творческого профессионального поиска, обобщение опыта работы, распространение и внедрение лучшего опыта в практику работы профессиональных образовательных организаций Чувашской Республики.
Конкурс методических материалов проводился по следующим направлениям:
1) Учебно-методические пособия для студентов: сборник методических указаний для обучающихся по выполнению лабораторных, практических работ по учебной дисциплине, междисциплинарному курсу (МДК); методические указания для обучающихся по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по учебной дисциплине, междисциплинарному курсу (МДК); методические рекомендации для обучающихся по выполнению курсовой (дипломной) работы (проекта).
2) Методические пособия для преподавателей: методические указания по организации внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся по учебной дисциплине, междисциплинарному курсу (МДК); методические рекомендации по организации и проведению производственной практики; методические разработки учебных занятий по учебной дисциплине, междисциплинарному курсу; методические разработки классных часов и внеклассных мероприятий.
В соответствии с Положением конкурса участниками могли быть как отдельные преподаватели, мастера производственного обучения, кураторы учебных групп, так и коллектив педагогических работников при совместном авторстве разработок, но не более трех человек.
Республиканский конкурс методических материалов педагогических работников профессиональных образовательных организаций Чувашской Республики проводился в три этапа: первый — внутри республиканских учебно-методических объединений, второй — заочный этап предполагал отбор экспертами лучших работ для участия в очном этапе (до 16 работ). Во втором туре конкурса в направлении «Методические пособия для преподавателей» было представлено 37 работ, в направлении «Учебно-методические пособия для студентов» — 28 работ. Для участия в очном туре конкурса экспертными комиссиями было отобрано 16 методических материалов (9 — пособия для преподавателей, 7 — пособия для студентов). На конкурс были представлены различные учебно-методические пособия и методические пособия, в том числе различные методические разработки уроков и внеклассных мероприятий по дисциплинам или по воспитательной работе, методические указания по лабораторным или практическим работам.
Членами компетентного жюри, оценивающего представленные материалы, выступили Бородина Т.Л. – кандидат педагогических наук, доцент кафедры управления развитием профессионального образования БОУ ДПО (ПК) С «Чувашский республиканский институт образования» Минобразования Чувашии (председатель жюри), Рудакова Л.П. — исполнительный директор Ассоциации профессионального образования Чувашской Республики, Новикова Е.А. — заместитель директора по учебно-производственной работе Вятско-Полянского механического техникума (Кировская область), Никифорова Т.Г. – кандидат педагогических наук, доцент кафедры управления развитием общего образования БОУ ДПО (ПК) С «Чувашский республиканский институт образования» Минобразования Чувашии, Мордвинова Н.Г. – кандидат филологических наук, доцент кафедры филологии БОУ ДПО (ПК) С «Чувашский республиканский институт образования» Минобразования Чувашии.
Эксперты оценивали методические материалы педагогических работников профессиональных образовательных организаций на соответствие следующим критериям: содержательность, актуальность, новизна выбранной темы или вида работы, самостоятельность в разработке материала, направленность на активизацию познавательной, творческой деятельности или на духовно-нравственное, патриотическое воспитание обучающихся, практическая ценность и возможность тиражирования.
Победителем в направлении «Учебно-методические пособия для преподавателей» стала преподаватель информатики и спецдисциплин высшей категории Канашского педагогического колледжа Воеводина Р.В. «Создание рингтона в программе Аudacity» (методическая разработка учебного занятия по междисциплинарному курсу «Ввод и обработка цифровой информации»), представившая технологическую карту урока по созданию рингтона для студентов, обучающихся по специальности Программирование в компьютерных сетях. Роза Витальевна усилила самостоятельность студентов и изменила роль учителя на уроке при использовании электронного образовательного ресурса.
Призерами данного направления стали: 2 место заняла преподаватель русского языка и литературы Чебоксарского техникума «ТрансСтройТех» Шихранова С.Н. «Анализ стихотворения С. Есенина «Письмо матери» посредством технологии веб-квест: Разработка учебного занятия по дисциплине «Литература», представившая опыт использования технологии веб-квест как метода игрового, группового и индивидуального обучения при изучении литературного произведения.
3 места удостоена разработка кандидата педагогических наук, преподавателя математики МЦК — ЧЭМК Ситниковой М.А. «Самостоятельная работа студентов: учебно-методическое пособие». Марина Анатольевна представила учебно-методическое пособие, созданное для обеспечения педагогических работников СПО информацией и рекомендациями по вопросам организации и планирования самостоятельной работы студентов.
Победителем в направлении «Учебно-методические пособия для студентов» стал преподаватель спецдисциплин высшей квалификационной категории Чебоксарского машиностроительного техникума Гурьянов В.В. «Лабораторные работы по САПР T-Flex CAD 2D. Учебно-методическое пособие для студентов специальности 15.02.08 Технология машиностроения». Целью методической разработки Владимира Васильевича является ознакомление студентов с возможностями и практическими основами разработки чертежей в системе автоматизированного проектирования T-Flex CAD.
Призерами в этом направлении стали: 2 место у преподавателя высшей категории МЦК – ЧЭМК Ивановой Г.А. «Методические указания по выполнению практических работ по дисциплине «Инженерная графика». Указания, разработанные Галиной Анатольевной, помогают формированию у студентов системы теоретических знаний в области машиностроительного черчения, овладению графическим методам отображения и чтения информации, развитию интеллектуальных и творческих способностей студентов, их пространственного и конструкторского мышления.
Набрав одинаковое количество баллов, 3 место разделили 2 участника конкурса: преподаватель высшей категории Чебоксарского машиностроительного техникума Данилова Е.А. «Химия. Методические указания по выполнению лабораторных и практических работ» — комплект указаний способствует повышению эффективности учебно-воспитательного процесса, анализу понимания студентом изученного материала и своевременной защите выполненной работы и преподаватель высшей категории русского языка и литературы Шумерлинского политехнического техникума Киреева И.Ю. «Разработка методических рекомендаций для выполнения работы по анализу лирических произведений». Цель работы Ирины Юрьевны — научить студентов видеть прекрасное в обыденном, пробудить такие чувства, как нежность, любовь, сострадание, радость и сопереживание, познать внутренний мир поэта через стихи.
Поздравляем победителей и призеров конкурса и желаем всем участникам дальнейшей успешной и плодотворной работы, побед и открытий.