В октябре прошла Всероссийская научно-практическая конференция. На носу новое замечательное онлайн-мероприятие — Международная научно-практическая интернет-конференция педагогических работников.
Захотелось поделиться с коллегами и будущими участниками наших встреч своими впечатлениями.
Очень радостно видеть, насколько вырос профессионализм участников. Мы с радостью встречаем хорошо знакомых нам преподавателей, они уже не раз принимали участие в наших онлайн-мероприятиях. Их презентации очень аккуратны, выступления интересны, держатся перед видеокамерой превосходно! Помню, как полтора года назад мы готовились к первому своему онлайн-мероприятию и успокаивали дебютантов: вот проведете десяток таких встреч и не будете волноваться! Так и получилось!
Те, у кого дебют еще впереди, не переживайте! Все поначалу волнуются, и мы сами когда-то сбивались, путались и все забывали.
Хотелось бы отдельно и еще раз сказать о любимой ошибке всех новичков. О тексте на слайдах.
Давайте уточним, для какой цели делаем мы наши презентации в Power Point.
Можно сделать презентацию на какую-то развлекательную тему, скажем, продемонстрировать друзьям и коллегам фотографии с очередного праздника.
Можно сделать презентацию урока на слайдах, предназначенную для самостоятельной работы учащихся. Это удобный формат. Материал при этом структурируется, внимание задерживается на определенном сложном моменте. И есть возможность вернуться назад и уточнить недопонятое. На таких слайдах, предназначенных для чтения, может быть достаточно много текста. Там он оправдан.
Но у нас с вами ситуация совсем другая. Я обычно на вступительном занятии говорю о том, что функция слайда на онлайн выступлении подобна функции доски в учебном кабинете. Вы же не будете выписывать на доске для учащихся текст своего урока? Вы напишете тему, план занятия какие-то ключевые понятия, формулы. Вы повесите таблицы, графики, схемы. Все, что воспринимается быстро, наглядно.
Этого же правила следует придерживаться при оформлении слайдов. Ваши слушатели на онлайн-мероприятии лишены возможности задержаться на каждом слайде и как следует все прочитать и рассмотреть. Перед ними дилемма: или слушать выступающего, или вычитывать текст на слайде, зачастую совершенно неинтересный, трудный для восприятия.
А ведь получается не то и не другое. Восприятие наше устроено таким образом, что при виде текста мы сразу начинаем его рефлекторно читать, как будто кнопочка внутри включается: текст! Читай! А в это время выступающий что-то говорит, предполагая, что слушатели будут одновременно и читать, и слушать! К сожалению, это невозможно. Слайд сменился, и в результате слушатели и не дочитали, и не дослушали. И осталось такое досадное ощущение чего-то недополученного. Подразнили — и не дали!
Поэтому наши требования, которые мы повторяем на всех репетициях до хрипоты, сводятся в основном к одному: меньше текста, убираем текст, отсеиваем информацию максимально.
Задача выступающего, чтобы слайд был воспринят в течение первых же секунд, а дальше уже спокойное восприятие информации на слух с опорой на материал слайда.
Одним словом, чем меньше слов будет на слайде, тем больше слов услышат и воспримут слушатели!